Сегодня (ну, точнее, вчера) нам рассказывали про фри-джаз. Первую лекцию я пропустил из-за работы, поэтому на второй не всё было понятно, но это поправимо. Фри-джаз появился в 50-60х, как направление, в котором импровизация ставилась во главу угла настолько, что полностью отвергались какие-либо формы, даже устоявшиеся джазовые.

Как водится, это привело не к появлению большого количества шедевров, а, в массе своей, к выпиливанию по звуку в течение часа, чтобы получить десять секунд великолепия. Но там, где оно получалось — получалось замечательно. Вот вам для затравки аранжировка The Girl From The Ipanema Арчи Шеппа, которая была в плейлисте про басса-нову. Сам Арчи Шепп родился в 1937 и жив по сей день. Получил популярность в 60е на волне борьбы негров за свои права в США.

Дальше персонажи — один краше другого. Например, Сесил Тейлор (родился в 1929). Окончил в своё время нью-йоркский музыкальный колледж и консерваторию Новой Англии, что в те времена для негра — очень большое достижение. Фактически первым начал играть фриджаз. После преподавал в нескольких университетах, но интересен он не этим, а тем, что во время своих выступлений использовал поэзию, акробатику и прочие сценические приёмы, дабы сделать своё выступление настолько целостным, насколько возможно. Ах, да. Он — пианист.

Трубач Дон Черри записывался со всеми подряд по всему миру и играл всякое толкинутое. Например, на альбоме Live In Ankara он играет с турками трек Gandalf’s Travels. Из других любителей гастролировать выделялся Sun Ra, которого за глаза называли «великим шарлатаном». В принципе, послушав выступления его Sun Ra Solar Arkestra (нет, здесь нет ошибок), сложно не согласиться с таким мнением. Наш преподаватель заметил, что где-то неподалёку корни гриндкора.

Из всех исполнителей, про которых нам сегодня рассказывали, мне больше всего понравился Pharoah Sanders. Его альбом «Карма», на мой взгляд, прекрасен. Сегодня на занятии я услышал тот джаз, который давно искал.

К моему сбивчивому рассказу я приложу вот этот плейлист на ютубе. Первые два трека рекомендую слушать последовательно, остальные как хотите. Найдите полчаса времени, когда вас никто не будет дёргать и послушайте «Карму» (это те самые первые два трека). Она того стоит.

PS: эти пересказы лекций про историю джаза вообще кому-нибудь интересны?

Комментарии закрыты.