АХТУНГ. Под катом стена текста.
День первый. Понедельник.
Всё началось в 6 утра, 19 марта. С душа, кофе и несолёной гречки. По дороге в аэропорт ничего интересного не было. Ну только Хаарт предложил не сдавать рюкзаки в багаж, и тем самым увеличить наши шансы не опоздать на рейс в Стокгольме. В аэропорту тоже всё было рутинно, даже мои ножницы и иголки с нитками в ручной клади были всем пофигу. Это если не считать десятиминутного разговора с шефом после регистрации на тему нового функционала. Ну и того, что у хаарта поломался падик — треснуло стекло экрана.
После посадки в Стокгольме я не поверил надписи «если надо в другой самолёт, жми кнопку и охрана придёт», потому что кнопка выглядела как button for internal use only и из-за этого мы прошлялись по аэропорту лишние 10 минут. Хаарт потом мне отомстил в Кефлавике, не поверив указателям.
В Стокгольме была отличная погода — в районе нуля и метель, ограничивающая видимость метров до 50 временами. Хорошо, что мы были в здании аэропорта, где есть пабы. Несмотря на это, самолёты взлетали и садились. Кстати, шведский лагер Falcon Export вполне нормальный. А ещё у шведов есть крайне смешные таблички по всему аэропорту. «Beware of pickpocketers». Видимо, у них там суровые карманники, которые умеют hide in plain sight.
Высадившись в Исландии, мы помчались в дьюти фри. А там исконно исландский шнапс от разных шнапсогонен и водка. С трудом найдя пиво, мы взяли литр местного (по банке Viking и Gull) в автобус и пошли на выход. Выход был этажом ниже и там выяснилось, что мы облажались — там был здоровенный дьюти фри супермаркет. Грин лайн из аэропорта вёл сразу на выход к Flybus’ам, которые развозят людей из аэропорта по отелям. Внутри обнаружился встроенный вайфайчик, что сразу поставило под сомнение возможность использования такси в качестве траспорта. В автобусе выяснилось, что под суровой маркой «викинг» продают воду с цветом пива, градусом пива, но абсолютно безвкусную. Больше мы его не покупали.
На чек-ине в отеле были встречены другие «eve people», проживающие в апартаментах этажом выше. Номер оправдал свою цену и ожидания, возложенные на него, разве что, в околонулевую температуру за бортом и помесь снега с дождем, мы не решились воспользоваться доступом к джакузи на открытом балконе. Пришлось пользоваться небольшим джакузи в номере :( Тут выяснилось, что Gull пить в принципе можно. Но опять же — это обычный лагер. Как выяснилось сильно позже, в нём ещё и всего 2.7% алкоголя, т.е. ещё и разбавленный лагер.
Как показал опыт этого и следующего дня, если что-то не получается найти в паре кварталов от места проживания, то заведение можно сразу заносить в чёрный список. Да и вообще Рейкьявик — очень сложный город для пабкравла. Ты выходишь из паба, а через дорогу — ещё один. И хорошо если один.
После джакузи мы пошли в Grillhouse — местный ресторан со стейками. Рибай подали с гарнирами: свежый салат, жареная куркуруза с грибами и картофель фри. После сытного обеда мы решили немного прогуляться и устроили пабкравл. Первой остановкой был Celtic Cross, обычный исландский паб, где есть пиво, водка и прочий алкоголь, но нет еды, за исключением чипсов. В пакетиках. Так что мы выпили по пинте килкенни и пошли далее, несмотря на то, что в пабе было полно ивоигроков. Следующей остановкой мог оказаться Buddha, но так как он был через дорогу, то мы сделали небольшой круг по кварталу и очутились в Danish Pub’e. Там мы попробовали очень вкусный, но очень дорогой Cream Ale из Бельгии. Его нам порекомендовал бармен-молдаванин. Правда всё сокрушался: «It’s very expensive stuff» (в целом и правда недёшево — 300 р. за 0.33). День был завершён набегом на English Pub, банальным гиннессом и знакомством Хаарта со всякими суровыми ивоигроками, которые жили этажом выше.
День второй. Как ни странно, вторник.
После недолгого гугления мы нашли Macland, который, как выяснилось, видно из окна номера — он буквально был в 20 метрах от отеля, правда спрятанный во двор. Там нас послали нафиг, т.е. в магазин iphone.is, ибо сами такое не чинят. И даже сказали как идти и дали адрес. Ну, что мы не в 21м веке что ли? Вбив адрес в гугломапы и следуя их указаниям, мы очутились в порту. Разумеется, никакими айфонными магазинами там и не пахло. Посмотрели на офис ССР в здании рядом с морским музеем и пошли назад. По дороге мы нашли вулканический музей с кофейней, где и перекусили. Сам музей небольшой и не очень интересный — куски остывшей лавы/магмы на продажу, всякие книжки, диски и прочие сувениры.
В кофейне я вспомнил, что айфонный магазин был расположен недалеко от музея искусств, который я видел. Да, дальше всё было именно так, как вы наверно и подумали: мы зашли в музей искусств и спросили как дойти до айфонного магазина. Он оказался в том же здании, только в другом входе. В магазине Хаарту сказали, что починят всё за сутки и стоить ему это будет целых 20 тысяч местных фантиков. Т.е. примерно 4800 р. Ну а так как в Москве это стоит примерно 5000-6000 рублей, то он решил починить его на месте. Будущую починку падика мы отметили завтраком в заведении под названием «American style». Подают там неплохие гамбургеры и нелимитированное количество колы/спрайта.
Ну, приехать в другой город и не побродить по нему — преступление, поэтому ур-десант нашёл новенькую церковь с башней и слазил на неё. Строили её, кстати полвека почти с 1947 по 1990й. А проект так вообще был завершён в 1937. Также в церкви был орган, который достаточно круто звучал, но Хаарт оказался не поклонником органной музыки, поэтому пришлось идти далее. Исторический центр Рейкьявика относительно небольшой, мы обошли почти весь где-то часа за два-три. Ещё два-три часа на район университета и, можно сказать, что центр Рейкьявика кончился.
Вечером мы встретились с финскими друзьями Хаарта и пошли бродить по пабам уже вчетвером. Зашли в Olsmidjan Bar (на самом деле оно пишется не так, но у меня таких кнопок на планшете нет), который являлся на тот момент лучшим пабом в Рейкьявике по версии гуглокарт. Заведение показалось лично мне странным и непонятным. Особенно странно и непонятно, почему оно лучшее. Маленькое, со вторым этажом. Из пива только гиннесс, из непива — три сорта местных лагеров. Следующим этапом был Dublineer. Он побольше, но одноэтажный и там есть сцена для певцов всяких. Из пива там стандартный набор (гиннесс + местные лагеры) и всё. В дублинере мы познакомились с какими-то уже не игроками в Ив из CVA, которые выдали всем по небольшому значку. Мне достался минматарский.
После дублинера мы сунулись в пару пабов, но один был закрыт, а в другом никого не было. Впрочем, это и неудивительно для пабе в котором есть только туборг. В результате, мы решили набижать опять на English pub. Во-первых, там иногда тусуется Майкл Болтон (ивознаменитость, комментировал альянсовый турнир в прошлом году), а во-вторых, там таки килкенни. Ивоигроков там не оказалось, поэтому после пинты пива мы пошли в отель. В отеле Хаарт разузнал, что Майкла можно найти в Icelandic pub (ну не парятся люди с названиями).
В Icelandic Pub Хаарт таки нашёл Болтона сотоварищи и несколькими девами, так что дальше вечер представлял общение, пиво, опять общение, опять пиво и т.д.
День третий, среда.
Легли мы в 4-5, встали в 10, так что настроение было не очень. Сходили, забрали айпад и пошли завтракать в ту же бургерную, потому что времени было немного, а поесть надо было. После бургеров мы сели в экскурсионный автобус и поехали по исландскому золотому кольцу (Golden Circle). Экскурсовод нам попался хороший, дяденька лет сорока по имени Магнус.
Для начала он нам рассказал вкратце про Исландию: история, климат, геология. Из интересных фактов: все леса в Исландии — рукотворные, они там пытаются восстановить свою экосистему (которую близкие к природе викинги уничтожили, вырубив леса), местные лошади — особая порода, которая фактически не отличается от древних викингских лошадей, поэтому в Исландию импорт лошадей запрещён. Даже вывезенную исландскую лошадь не пустят обратно.
Первая остановка была неподалёку от древнего места сбора Альтинга, древнейшего из сохранившихся до наших дней парламента. Как сказал экскурсовод — пока они не знают, почему Альтинг собирался именно там, но на мой взгляд — стык двух плит литосферы, которые расползаются, могли заметить даже викинги, так как ландшафт меняется быстрее, чем обычно. Из-за этого там могли быть какие-нибудь капища или что-то в этом роде. Пофотографировав там всякое минут 20 мы поехали дальше.
По дороге нам сделали краткий экскурс в мифологию, а именно в троллей. Экскурсовод рассказал, что исландские тролли — это не те маленькие, негодные тролли из-под европейских мостов, а суровые тролли из пустошей, большие и сильные. Правда боятся солнца. Собственно, тролли из книг Толкина фактически списаны с исландских. Основную опасность представляют не столько тролли, сколько трольчихи (троллихи?). Они похищают из деревень мужчин для всякого. Завершил сказку про троллей экскурсовод, показав на церковь, рядом с которой, по преданию похоронен добрый тролль. К сожалению, остановки там не было, так что фотографий не будет.
Следующая остановка была около водопада Gullfoss. Водопад исландское правительство продало в конце 19го века британцам и те собирались построить на нём ГЭС. Но то ли у британцев денег не хватило, то ли начало 20го века было слишком бурное, но строительство так и не началось. В 1918 году Исландия стала независимой и в 1928 водопад был конфискован под предлогом отсутствия выплат по договору. Тут же земли вокруг объявили национальным парком, тем самым похоронив идею о ГЭС совсем.
Затем мы двинули в долину гейзеров, где есть гейзер по имени Гейзер. Он правда уже не извергается (точнее делает это редко и крайне нерегулярно), но там были и другие. По дороге туда экскурсовод рассказывал нам дальше всякое про Исландию. Мол язык почти не изменился со времён викингов (да-да, прямо как лошади и экосистема) и поэтому детей в школе заставляют читать всякие древние тексты, что радости им не добавляет. В целом, до недавнего времени, детство, отрочество и юность у исландцев было радостным, но суровым, ибо сухой закон. О нём, кстати, стоит рассказать отдельно.
Когда Исландия стала независимой, правительство ввело сухой закон. Но народ продолжал гнать самогон и пить его. Тогда исландский альтинг решил возглавить это дело и организовал официальные самоногоноварни, напитку было дан статус национального и бренд Brennevin (обычный шнапс, в целом). На том и порешили. Так исландцы и жили почти до конца 20го века. Хочешь развлечений — покупаешь шнапсу, колы и веселишься. Затем Испания, как основной импортёр исландской рыбы, поставила условие: или Исландия начинает закупать испанское вино, или Испания перестаёт покупать исландскую рыбу. Альтингу пришлось пойти на уступки и в стране был разрешён оборот вина. Пиво, однако, было под запретом и продавалось только в барах как составная часть ерша: в пинту пива выливали стопку бренневина. Суровый закон продержался до 1989, когда были сняты последние запреты.
Вернёмся к долине гейзеров. Всего гейзеров там много. Но если считать большие, то три. А действующих и больших — всего два. Гейзер, который дал имя этому природному явлению, считается спящим и извергается редко, нерегулярно и далеко не всегда красочно. Но булькает неплохо. Два других извергаются регулярно и сильно. Под струю одного из них (под Strokkur) постоянно лазил какой-то мужчина с фотоаппаратом. Видимо, делал модные фоточки. Я же снимал, сидя на скамеечке.
Спустя час, мы выдвинулись к потухшему вулкану Kerið, в котором Бьорк давала как-то концерт. В жерле вулкана небольшое озеро, в центре — остров. В целом, ничего особенного и интересного. По дороге гид рассказывал про реформы начала 20 века.
В 1918м году Исландия представляла из себя аграрную страну (причём это было всякое земледелие и скотоводство с очень низкой эффективностью), почти без производства и с неграмотный населением. В правительстве решились на довольно радикальные изменения в экономике и стали активно поддерживать рыболовство и переработку рыбы. Настолько активно, что во всех школах, которые начали массовой строить примерно тогда же, плавание было обязательным предметом. Это привело к тому, что (если не ошибаюсь) примерно 80-90% рабочей силы задействовано в рыбной отрасли, в каждой школе есть бассейн, да и вообще бассейнов этих у них много. По факту они больше похожи на римские термы и являются центрами досуга.
С началом второй мировой войны Исландия была оккупирована войсками союзников (де-юре конечно же нет, но тридцатитысячный контингент американской военной базы в Рейкьявике был сравним по численности с мужским населением почти всей Исландии). На этой почве возникали всякие локальные конфликты: солдаты и моряки в основном были молодыми, подтянутыми и при деньгах, а местные — беднее и обычные люди.
На этом наша экскурсия закончилась, нас высадили у Харпы и мы двинули в отель, ибо было поздновато.
Четверг-воскресенье. Собственно сам фанфест.
Эти дни проходили примерно по одной схеме. Утро, завтрак, конференции или турниры на фанфесте, пабы или пиво дома и спать. Поэтому вкратце остановлюсь лишь на значимых событиях: победа Хаарта и его команды в ПВП турнире, благотворительный турнир по покеру, благотворительный ужин и сендвич. ПВП-турнир по Dust 514 заслуживает лишь упоминания вскользь: мы там все вылетели +- быстро, а выиграла его команда альфа-тестеров.
Начну, пожалуй, с сэндвича, потому что он перевернул мои представления о сендвичах. В какой-то из дней (уже не помню, в какой) мы решили что нам срочно надо перекусить и ходить далеко нет времени. В Харпе был буфет, причём довольно дорогой. Вот там мы и заказали сэндвичи. Когда нам их принесли, я был сильно удивлён. Сэндвич по исландски — это здоровенный кусок белого хлеба, на который навалена куча овощей и много крупнопорезанного мяса. Накрыто это всё ещё одним здоровенным куском хлеба. Подаётся с картошкой фри и салатом. Много, вкусно и сытно. В Москве похожие такие сендвичи дают в Пилигриме, например.
Турнир по Eve был устроен относительно просто. 16 команд в плей-офф. Матчи до первого поражения. В нём Хаарт и его товарищи ещё раз убедительно доказали то, что им нет равных в спортивном ПВП в мире Ива и уверенно его выиграли, используя классическую тактику с перетанкованной приманкой и дамагдилерами на дистанции. Омрачило это радостное событие два момента: интервью зачем-то брали у второго места, ну и призы ехали Хаарту больше полугода и, в результате, приехали не те.
В турнире по покеру я вылетел довольно быстро, но это был забавный опыт. Я теперь знаю, зачем нужна заглушка в колоде. Играли замечательно, новичкам объясняли правила и показывали что и как делать другие игроки. Во втором раунде (я вылетел в первом, но не первым на столе) довольно быстро росли блайнды. Под конец их поднимали каждую раздачу. Мэтти, друг и товарищ по команде Хаарта, занял шестое место. Сразу же после турнира я отправился на благотворительный ужин, который был вкусен и пафосен: Три смены блюд, вина, круглые столы. К сожалению, я уже не вспомню, что нам там подавали.
Воскресенье. Ночь перед, утро и день
Вечером субботы была вечеринка «Party at the top of the world». Прямо скажем, я сначала ожидал вечеринки где-нибудь на вершине вулкана, но оно и так было круто. Концерт открыли две группы девелоперов. Отыграли хорошо. Ну а хедлайнером была местная группа Ham. Это такие исландские металлисты, которые играли до 1993го года, затем распались и в 2011 собрались заново и, даже, записали альбом. Так как я в этих металложанрах потерялся давным-давно, то точнее не скажу. Желающим дам линк — я купил их диск 2011го года. После концерта Ham выступали какие-то модные местные электронщики, но мне это было неинтересно и я пошёл искать развлечений в другом месте.
Хаарт сотоварищи, как победители турнира, отправились в VIP-ложу и пили там водку с энергетиком, брендированным под ивовский напиток Quafe. Коктейльчик вполне клёвый и тонизирующий, кстати. В общем, выпив два или три бокала, я понял, что делать мне там нечего и отправился пабкравлить с целью находить всякого тёмного пива. Пабкравл был вполне успешным, несмотря на субботу — все пабы были забиты даже в 12 и в 2 ночи. Успеху способствовало то, что разливного тёмного у них своего нет, а не своего — только всякие гиннессы, килкенни да нью кастлы. Поэтому в некоторых пабах я брал бутылочное и шёл на улицу. Так я стал обладателем красивой бутылки Death Beer со слоганом R.I.P.
Домой я вернулся ближе то ли к трём, то ли к четверём, а Хаарт вернулся раньше на автопилоте и уснул у себя в кровати прямо в одежде. Утро был безблагодатным и безрадостным. Радовала только предстоящая поездка в Blue Lagoon, самый распиаренный исландский термальный курорт. Там открытый бассейн, как и много где в Исландии, но фишка в её цвете — она там голубая. Делают её, смешивая подземную воду с морской в определённых пропорциях. В бассейне участникам вчерашней вечеринки выдавали фирменные коктейли Blue Lagoon (блю кюрасао, шампанское, спрайт) — замечательная штука, когда на улице в районе нуля, ветер и дождь. В общем, опохмельная вечеринка (а она так и называлась — Hangover Party) удалась.
После вечеринки мы приехали домой и решили поесть кита. Кита мы пошли есть в Fishmarket, который был недалеко от Grillmarket. Исландия — одна из немногих стран, которая не присоединилась к конвенции об охране китов и они продолжают на них охотиться. В том ресторане давали мясо малого полосатика, которые пока даже не планируют быть исчезающим видом. Китовое мясо по консистенции разительно отличается от любого другого мяса, которое я ел до этого — ни рыба, ни мясо, ни птица на него не похожи. Описать сложно. В общем, рекомендую, мясо вкусное.
Понедельник. Пора домой
Как-то неожиданно наступило 2 ночи и я пошёл спать. Встали мы в 5 утра (вылет в Хельсинки был в районе 6:30 что ли). В аэропорт мы добрались на автобусе, как и ранее — из аэропорта. Там сдали один рюкзак в багаж и двинулись на регистрацию и проверку безопасности. В ходе проверки был смешной случай. Вылезает, значит, мой рюкзак из сканера и далее происходит вот такой диалог между мной и охранником:
— А можно я открою ваш рюкзак?
— А могу я сказать «нет»?
— Нет.
— Тогда, разумеется, можно.
В общем, нашли они у меня там энтеросгель и выкинули в мусорку с моего разрешения. Дальше мы прошли в зону с дьюти-фри, в которой выполнили сложный квест «купить безалкогольной воды и не кофе». Он оказался сложным, т.к. большинство дьюти-фри магазинов торгуют алкоголем и не торгуют минералкой.
Перелёты были обычными, выделился только самолёт от Air Baltic, на котором мы летели из Хельсинки в Ригу — там в каждом подлокотнике сохранилась пепельница. И продавали сигареты для курения на борту, я вот только забыл купить в качестве сувенира. Дома мы были где-то в час ночи.
Итоги, наверно
Поездка удалась. Исландия лично мне понравилась и, я думаю, когда-нибудь я туда вернусь обязательно, потому что природу мы не посмотрели вообще. По деньгам — цены в ресторанах и кафе +/- московские. Перелёт туда-обратно — около 20 тысяч на человека, отель стоил примерно 2 тысячи на человека в день, но он был один из самых дорогих и в центре, всегда можно найти дешевле.
Фото от меня и от Хаарта многие уже видели, но пусть будут тут.
Спасибо за внимание :)