Какое-то время назад я решил, что тридцатилетие следует отпраздновать сидя на вершине Эльбруса. Ну, не всё, что хочется, удаётся осуществить. Поэтому я решил, а не скататься ли мне в Карелию, в водный поход на байдарках? Нагуглил контору, занёс денег и сел 21го числа на поезд в Петрозаводск. Поезд хороший, кормили аж два раза. По приезду на вокзал, меня встретила Татьяна и познакомила с участниками, которые уже приехали.

22 августа.

Всего нас было восемь человек и инструктор. За инструктора у нас был Сергей. Отличный человек, больше пяти лет в водных походах, зимой ходит (или ходил?) с хасками на север, в общем, опытный и знающий человек. А вот группа ему попалась, в плане опыта походов, так себе. В первой байдарке были опытные люди, в возрасте, Михаил и Ксения. Уже пять лет ходят в разные водные походы по Карелии. Во вторую, в красную, сел я и другой Сергей, админ из Москвы. Опыта водных походов — ноль. В третью сели Саша и Вика, семейная пара. У них есть байдарка, но они на ней ходили недалеко и недолго. Ну и в последней байдарке были Филипп и Катя. Суровые студенты из Питера, у них вещей на двоих было столько же, сколько у меня на одного (по объёму).

Когда мы приехали, на турбазе были проводы предыдущей группы, я пофоткал их на их фотоаппараты, и они поехали в Петрозаводск. Мы пообедали, переложили шмотки в гермомешки, загрузили гермомешки с байдарками в прицепчик к газельке. Кто-то спросил: «А какой прогноз на завтра?», «Гроза» — ответил нам Gismeteo. Запустили Thunderstruck и поехали на Сямозеро, где берёт начало река Сяпся. Пока ехали, пошёл дождь и саундтрек сменился на Группу Крови. В общем, саундтрек настроил всех на поход, как надо.

На месте переоделись. Сразу стало заметен опыт: Михаил надел сухой костюм, инструктор — неопреновый. Я скромно нацепил неопреновые ботинки (сверхнужная вещь, как выяснислось потом), спортивный костюм, поверх непромокаемую куртку и мы выдвинулись. Прошли километров десять по шиверам, воды мало, поэтому шиверы заключались в скрежетании дном по камням и переодическому сниманию с них.

Дошли до стоянки, вытащили вещи, поставили под дождём палатки (некоторые из нас делали это в первый раз в жизни), переоделись в сухое и пошли готовить еду и пить водку. Дождь продолжал идти, поэтому просушить вещи не удалось.

Спустя больше, чем десять лет обладания спальником, я понял, зачем у него затяжечка на капюшоне. Оказывается, с её помощью можно стянуть не только капюшон, но и горловину спальника. И это резко повышает его согревательные качества. Господи, кто бы мне об этом сказал десять лет назад? Я бы не мёрз все прошлые майские холодные ночи. И не только майские. В общем, век живи, век учись.

23 августа

С утра первыми поднялись мы с Серёгой, т.к. мы решили, что будем дежурить по кухне первыми. Готовили какую-то кашу, вроде пшённую, уже не помню. Было тепло и даже солнечно, что странно. Часам к двенадцати все собрались и мы вышли.

Уже к этому моменту я заметил, что обычная жизнь: работа, метро, интернеты — это было где-то в другой галактике, по ощущениям. Здесь есть только ты, твой напарник, весло и река. На второй день Серёга решил попробовать посидеть спереди, но в остальные дни он катался сзади, т.к. спереди меньше места для ног, а я всё-таки чуть поменьше ростом.

В середине дня проходили какой-то старый мост, это было первое достаточно сложное действо для нас, поскольку прямо перед мостом был небольшой порог. В порог надо заходить по левой стороне реки, повернуть на 90 градусов направо и затем успеть повернуть на 90 градусов налево, чтобы попасть в крайнюю правую арку моста. Но вроде все справились. К вечеру мы прошли 25 километров и достаточно устали. Стоянка была в удобной заводи, но так как уровень воды упал на полтора метра, дно — смесь глины и ила, а берега крутые, то забираться наверх было достаточно смешно. И я разок съехал в воду по пояс. Дальше было глубже, поэтому я буквально вкогтился в берег и выбрался наверх на всех четырёх. Сухой спортивный костюм стал полностью мокрым и был вывешен сушиться. К сожалению, прекрасный вид и удобную стоянку испортили гнус и роса, которая не дала высушить все шмотки.

К концу дня также выяснились две смешные штуки. Первое: мои кожаные перчатки, которым уже много-много лет, продолжают красить руки, когда влажные. Второе: весло тоже красится. То есть мои руки выглядели все дни так: запястье, ладонь и пальцы, кроме крайних полутора фаланг были чёрными, а оставшиеся полторы фаланги (и все перчатки) — серебристые. И это крайне херово отмывалось холодной водой. А вторая она тоже про отмываться и холодной воде. Серёга-инструктор забыл взять фейри, поэтому мыть посуду приходилось песочком, что добавляло веселья в отмывание котлов от остатков каш и супов.

24 августа.

На этот день у нас были королевские планы: пройти шестнадцать км без остановок, выйти из Сяпси в Вагатозеро, пройти по нему 4 км до Шуи и встать на стоянку. Как вы помните, вечером выпала роса, утром она это сделала ещё раз, в результате спортивный костюм был сырой, внешний тент палатки — мокрый с двух сторон. В общем, полный атас. Радовала только погода — позавтракали и собрались, пока было сухо. Но как только вышли, в полдвенадцатого, начал моросить небольшой дождик.

В этот день я понял, что я дважды промахнулся с одеждой. Вчера не надо было надевать костюм, потому что было тепло и не было дождя, а сегодня — наоборот, надо было. Но он был сырой, поэтому я надел футболку, плавки и мы выдвинулись. Собственно, пока двигались — нехолодно, когда останавливались подождать Фила с Катей, я немного мёрз. Всё-таки, плавки с футболкой — не совсем по погоде для конца августа в Карелии. Но кто ж знал наперёд-то.

Спустя пару часов, мы почти прошли Сяпсю и инструктор решил сделать небольшую остановку. На остановке я таки надел непромокаемую куртку и выспросил у Серёги ориентиры куда идти. Всё было просто — выходим из Сяпси и продолжаем идти вдоль левого берега, огибаем первый мыс, на втором — стоянка. Ксения успокаивала: «Это же озеро, там всех будет видно», но я выразил свой скепсис на эту тему.

Серёга-инструктор решил остаться сзади с Филом и Катей, колонну возглавил Миша, за ним ушли Саша с Викой, мы были третьими. В устье Сяпси Саша решил попробовать половить рыбу на свой спиннинг, поэтому мы их обошли. Озеро прояснило многое в голове. Одно дело восхищаться гребцами на галерах/драккарах/етс, другое дело попробовать это самому. Итак, исходные данные: байдарка, два гребца, из-за туч темно, ливень, из-за ветра волнение — волны перехлёстывают через борт байдарки, иногда заливают лицо. Озеро шириной 4 километра, то есть относительно небольшое, но в байдарке кажется совсем наоборот. На реке берег — вот он, в 20 метрах от тебя. На озере всё это не так.

Из-за волнения приходилось грести лучше, я считаю, что именно на озере произошёл первый качественный переход в моей гребле от «маши как-нибудь веслом» к «греби эффективно».  Когда мы вышли в озеро, нам пришлось штурмовать эти «волны» под 90 градусов. Байдарку достаточно сильно качало, потому что волны, как я писал выше, были достаточно высоки. Поэтому мы поставили байдарку где-то под 45 градусов к волне и сразу стало полегче. К тому же волна била нас в правый борт, а там спереди висел мой шлем, который работал своего рода волнорезом — мне в лицо летели только брызги, а не волна целиком. Что гораздо хуже, из-за волнения и общих сумерек, байдарку Миши и Ксении было практически не видно, нас стало сносить от берега в центр озера. Ориентируясь по бликам от вёсел, прикладывая наверно все силы, какие были, мы таки вышли на стоянку за Мишей и Ксенией. В общем, было жарко, во всех смыслах. В футболке, тонкой непромокаемой куртке, плавках и неопреновых ботинках было реально жарко.

После того, как финишировали Катя и Фил, дождь закончился.  Я открыл палатку на проветривание, чему способствовал не прекращающийся ветер на мысе «Заверлупа». Именно так называлась наша стоянка, о чём свидетельствовала табличка на дереве. Вечером на озере был настолько прекрасный закат, что я пожалел, что я не взял фотоаппарат или телефон с собой, как я это сделал в июне. В общем, озеро было окрашено в разные цвета: прямо у берега она была голубая. Не ярко-голубая, как ясное летнее небо, я немного бледно-голубая, мягкая голубая вода. Дальше от берега этот голубой цвет перетекал через бежевый с светло-жёлтый, а затем в розовый. Розовый же сменился сиреневым с небольшими вкраплениями фиолетового. Я не знаю, почему они там были, но были.

Чуть дальше от берега вода была не такая спокойная, как в нашем заливчике. Но рябь не делала картину хуже, наоборот, сочетание ряби и цвета делала картинку краше. Начиналась рябь с того же мягко-голубого цвета, как и залив у берега, затем также переходит в бежевый, но потом резко набирает глубину и становится тёмным-тёмным синим и держится такого цвета до дальнего берега.

25 августа.

Водный поход состоит не только из гребли, готовки, чистки котлов, снятия и постановки лагеря. Иногда случаются днёвки. На днёвках все занимаются кто чем: я вот читал книжку, например, и помогал таскать дрова. А Серёга-инструктор с ребятами несколько часов жёг дрова в каменке и, в результате, нагрел её до хорошей температуры. У него была специальная палатка-баня, которую мы поставили так, чтобы каменка была внутри (да, капитан очевидность спешит на помощь, я знаю). После чего мы всячески попарились, попрыгали в озеро, опять попарились и, в конце концов, помылись в озере. Собственно, озеро было нашей наибольшей проблемой. Помните, уровень воды упал на полтора метра? В общем, мелко и далеко, как на Азовском море. Поэтому пришлось притащить большую миску и поливаться из неё.

Забавно, как такое обычное действие в обычной жизни, как «помыть голову», становится достаточно заметным и приносящим большое удовольствие действием в условиях похода. Да и вообще, в походных условиях такие вещи, как «сухая и чистая одежда на чистое тело» начинают цениться сильно выше.

26 августа

С утра собрались под дождём и вошли в Шую. Начало не сильно порадовало — приходилось очень долго и много продираться сквозь мелкие шиверы, постоянно снимаясь с камней. В середине перехода дошли до деревни Киндасово, где есть магазин, куда традиционно ходят все сплавщики. Не посетить такое заведение нельзя было, поэтому мы остановились и затарились всяким. Кто водкой, кто пивом, но все купили то или иное количество сладостей. Этим мне поход напомнил то, как брат ходил в армию — первые полгода он мог поедать сладости килограммами.

Пока шли, приспичило нам вылезти на берег. Решили пристать к ближайшему, правому. Воткнулись носом, вроде всё ок. Выхожу, чтобы повернуть байдарку боком и высадить Серёгу, и тут же ухожу выше, чем по щиколотку в ил. Насилу выдернулся, ополоснул ботинки и мы погребли на левый берег. Там, уже наученные опытом, сначала потыкали веслом, а потом только вышли. Очередной урок, который можно было бы получить, немножко подумав заранее.

За этот день мы прошли не очень много, шестнадцать километров, но из-за низкого уровня воды и большого количества шивер, день оказался очень выматывающим. Стоянка опять была на высоком берегу с глубоким входом в воду. Но дальше были камни и мели, поэтому байдарки приходилось протаскивать, будучи по пояс в воде. Но кого пугает нахождение по пояс в воде в +15 на улице? Правильно, никого.

27 августа.

Вторая дневка прошла почти без происшествий, если не считать сбор грибов и сильный ветер. Ветер был настолько сильный, что часто загонял меня в палатку, потому что там реально было теплее, чем на улице (несмотря на камуфляж, термобельё и непромокаемую куртку, которая по совместительству ещё и непродуваемая). Собственно, благодаря этому я дочитал «The Goal». Ещё сильный ветер помог просушить тент палатки, в очередной раз.

А грибы… Что грибы. Ребята набрали грибов на целый взвод, хотя нас было всего человек восемь. Я люблю грибы, но всё-таки они не должны составлять основу рациона. В общем, остаток вечера грибы чистили, затем варили, затем жарили. Получилось их столько, что я не знаю, хватило бы реально взвод накормить.

28 августа

Ночью прошёл дождь, поэтому штаны от костюма были мокрые, полотенце сырым, а вот олимпийка почему-то почти сухая. С чем связан этот феномен, я понять так и не смог, запаковал штаны в пакетик, завязал его получше, да кинул в байдарку. К этому моменту был выработан оптимальный набор одежды на переход: плавки, футболка, олимпийка, непромокаемая куртка, кепка, неопреновые боты, спасжилет. Именно так и вышел я, вместе с моим товарищем Серёгой в последний, самый серьёзный переход. Впереди были шестнадцать километров гребли, несколько порогов, в том числе порог второй категории «Большой Толли» и финиш.

Спустя минут двадцать после отправления (а как же иначе, заранее никак), у меня жестоко свело спину. В результате грести дольше, чем пару минут подряд я не мог — так было больно. Спасался всяческими сменами положения спины и частыми отдыхами. С такими кривляниями и мучениями подползли мы к Большому Толли. Ползли мы через несколько других порогов, в том числе двухкилометровые Юманишки. Здесь впервые пришлось надевать шлемы в обязательном порядке.

У Большого Толли мы разгрузили байдарки, перетащили всё ниже по течению, я зажрал пару таблеток анальгина и, пока таскали, спина попустила. Порог прошли чисто. Следующий, Малый Толли — тоже. Зато вот дальше, в до сего похода, безымянной шивере мы нашли камень. И сели на него серединой левого борта. Быстрое течение поставило байдарку на борт и следующее, что я помню, это то, что я опираюсь рукой в дно, чтобы нас не опрокинуло дальше. Потерял весло, вылез из байдарки, подержал её, пока не вылез Серёга, а лодка тем временем набрала воды по самый верх и стала просто неподъёмной. Пока думали, что делать, я нашёл на дне весло и выловил его, поймал на ногу фартук (мы забыли его привязать, нам очень повезло, что я его поймал), но мы упустили пакет со штанами и пенки. Кое-как дотащили байдарку до следующего камня, опёрли, перевернули и смогли вылить процентов тридцать воды. После чего Серёга абсолютно верно предложил тащить её на берег. Там нам уже помог Серёга-инструктор, который проорал ребятам, чтобы выловили пакетик и пенки, что они и сделали. Затем из лодки вылили всю воду, загрузили обратно всё, что было и мы выдвинулись до базы.

К сожалению, у всякого гермомешка есть предел герметичности, наверно мне надо было взять два, чтобы было больше мешка на подворачивание и закрывание. Как бы то ни было, гермомешок набрал воды и многое из того, что не было завёрнуто в индивидуальную упаковочку из пищевой плёнки, промокло совсем. Но это не беда, по приходу на базу, я все вывесил посушить.

На базе нас ждало обилие дров, баня, шашлые и песни под настойку. Спасибо одному из инструкторов, Максу за то, что он играл на гитаре вместе с Сашей весь вечер. Спасибо Саше и остальным за отличные песни. Вечер удался. А я даже вроде не слажал с шашлыком.

29 августа

Последний день — день прощаний. День прощаний, если не с друзьями, то с товарищами, с которыми мы прошли все трудности этого самого простого водного маршрута южной Карелии. Это день, когда ты снимаешь одежду с верёвки, которую ты вчера отжал и повесил досушиваться, отжимаешь и кладёшь в отдельный мешок, надеясь, что за сутки с ней ничего не случится. Это день, когда ты гуляешь по Петрозаводску под дождём и думаешь: «Что нам этот дождь, я ж полностью одет и под ногами твёрдая земля». Это день, когда ты понимаешь, что отпуск медленно, но верно подходит к концу.

Спасибо всем, кто участвовал в этом отпуске:

  • Спасибо Саше за то, что она мне его подарила.
  • Спасибо Сергею за то, что он провёл нашу группу и всячески делал нашу жизнь проще.
  • Спасибо ребятам в группе за сам поход. Без них ничего этого бы не было. 8 человек — это минимум для окупаемости похода для фирмы-организатора и если хотя бы кто-то из нас не захотел поехать, ничего этого бы не было.
  • Спасибо друзьям (в особенности [info]the_aaa13) за советы по экипировке. Они были правильные.

Было круто!

 

Метки: , , ,

Комментарии закрыты.